Иерусалим

Иерусалим

«Если у стран есть души, то Иерусалим – душа Израиля», — сказал как-то Бен-Гурион. Может, поэтому израильскую душу лучше всего изучать в Иерусалиме, где она пребывает не только в жителях, но и в обычных – и не очень обычных – зданиях.

«Мы с тобой сегодня пилигримы
На святой земле Иерусалима»

ierusalim1

Там, где смешаны дни волшебства
С вековечной тоской,
Где у Плача Стены весь род поспешает людской.
Где из мраморной чаши фонтана с проточной водой
Остаются все думы о благе мирском.

ierusalim2

У иерусалимской площади Цахала драматичная история. С 1948-го по 1967 год по ней проходила граница между Израилем и оккупировавшей восточную часть Иерусалима Иорданией. Время от времени иорданские солдаты обстреливали примыкавшие к площади здания; следы пуль можно увидеть и сейчас.

ierusalim3

В ходе раскопок под площадью Цахала обнаружили городские стены эпохи крестоносцев, башню крестоносцев, сложенную из камней времен Второго Храма, акведук XIII века и османские укрепления.

ierusalim4

Самая неформальная площадь Иерусалима – это так называемая Кошачья площадь. У нее, конечно, есть и официальное название, но вряд ли в столице найдется и десять человек, которые его знают. Как нетрудно догадаться, Кошачья площадь обязана своим наименованием сотням собирающихся здесь кошек.

ierusalim5

Ну и немного о книгах, а как же без этого. В 1966 году был опубликован роман Йорама Канюка «Химо, царь Иерусалима», рассказывающий о необычной и полной драматизма истории любви смертельно раненного солдата и ухаживающей за ним медсестры на фоне Войны за независимость и блокады Иерусалима. До войны солдат был красивейшим юношей, настоящим царем иерусалимских девушек, но ранение перевернуло его жизнь. Книга Канюка стала израильской классикой, а в 1987 году Амос Гутман снял по ее мотивам художественный фильм.

Мне казалось, что сюжет романа Канюка является исключительно плодом его фантазии. Но выяснилось, что у Химо был реальный прототип – Амнон Виголик. За несколько дней до обнародования Декларации независимости он подорвался на мине, и из молодого Аполлона превратился в инвалида без глаз и без рук. Как и Химо в книге Канюка, он влюбился, но понимая, что у этой любви нет будущего, решил умереть. Только точку в этой нелитературной трагедии поставила не любимая женщина, а кто-то из сердобольных врачей.

ierusalim6

А еще в этом городе удивительно получаются фотографии. Город не подстраивается под человека, но позволяет расположиться в любом, даже самом сложном из своих пейзажей и переулков так, как будто об этом было заранее договорено, как если бы сливочного цвета сухие камни не сомневались в органичности любого портрета, сделанного на их фоне.

ierusalim7

Историки пользуются мощными рычагами власти, и некоторые из них знают это. Они воссоздают прошлое, изменяя его согласно своим собственным концепциям, меняя, таким образом, и будущее. (Герберт Франк)

«Встретились тайно в вечерний час
С древнею чашею враз
И сказано было: «Один из вас
Завтра меня предаст».
Одиннадцать взглядов укор в упор,
Один глаза опустил.
Как изменилось с давних пор
Соотношение сил!
Этих — за деньги не предают,
Святых не марают рук
И против одиннадцати Иуд —
Единственный верный друг» (не знаю кто написал это удивительное стихотворение, рассказано нашим экскурсоводом Сергеем Шагалом).

ierusalim8

Мечеть Аль-Акса, расположенная на Храмовой горе в Старом городе Иерусалима, является третьей святыней ислама после Каабы (мечеть Аль-Харам) в Мекке и мечети Пророка в Медине. Мечеть Аль-Акса была первой киблой в исламе до перенесения ее в Мекку. Во время ее посещения проходили реставрационные работы, но мечеть не переставала функционировать. Во время пятничной молитвы вмещает до 5 тыс. человек.

ierusalim9

Мечеть была воздвигнута в промежутке между 636 и 644 годами халифом Омаром. Строение ждала незавидная участь – много раз оно было разрушено катаклизмами, землетрясениями и пожарами. И лишь в 1035 году приобрела именно тот вид, который сохранился до наших дней.

ierusalim10

Территориально мечеть находится на территории Израиля, но согласно договору, состоит под управлением Иордании, как и все мусульманские исторические святыни Иерусалима. Входить в мечеть имеют право лишь мусульмане.

ierusalim11

 

Нафиса Абдулла